Европейская классификация автомобилей
Легковые и внедорожники
Практически все серийные авто классифицируются по типу кузова и
габаритным размерам. Автомобили, продаваемые в странах Европы,
разделяются на 10 групп (6 по размерным классам и 4 — по типу кузова).
Каждый класс, в свою очередь, может иметь свой подкласс (А1, А2 и
т.д.).
- Класс А (особо малый) — В данный класс входят
малогабаритные авто, предназначенные для эксплуатации в мегаполисах.
Эти модели привлекательны в основном своими сверхмалыми габаритами и
экономичностью, поэтому имеют хороший спрос в Европе. В России этот
класс только недавно начал набирать популярность. Самые яркие
представители категории — Smart, Ford Ka, Citroen C2 и др.
- Класс B (малый) — Состоит преимущественно
из переднеприводных моделей с 3- или 5- дверными кузовами типа хэтчбек.
Представители класса «B» конструктивно почти полностью повторяют авто
более высокого класса «С», однако, отличаются от них меньшими
габаритными размерами. К «B» классу относятся такие транспортные
средства, как Ford Fusion, Opel Corsa, Hyundai Getz и т.д.
- Класс C (малый средний) — Популярный и
массовый «гольф-класс». Назван так в честь основателя класса — VW Golf,
который уже четвёртое десятилетие является лидером автомашин данной
категории. В Европе уровни продаж таких авто как VW Golf, Opel Astra,
Renault Megane превышают полмиллиона экземпляров в год. Классы «С» и
«В» составляют большую часть легкового парка многих стран мира.
- Класс D (средний) — В нём мирно уживаются и
недорогие авто (Opel Vectra, Ford Mondeo) и машины компактного «люкс» —
класса (Audi A4, BMW 3-Series, Jaguar X-type, Mercedes C-Class).
Наибольшей популярностью в классе «D» пользуются авто с кузовами седан
и хэтчбек. Машины средней категории представляют собой оптимальное
соотношение комфорта, габаритных размеров и цены. «D» класс постоянно
растёт и расширяется, догоняя в развитии следующую ступень — класс «Е».
- Класс E (высший средний) — Этот класс часто
именуют ещё и «бизнес» — классом. Автомобили категории «Е» отличаются
высоким уровнем комфорта, внушительными размерами и, соответственно,
высокой ценой. Наиболее знакомые представители «бизнес» — класса — Audi
A6, BMW 5-Series, Mercedes E-Class, Toyota Camry, Nissan Maxima,
Peugeot 607. Этот класс автомоблей все еще довольно популярен в России,
на европейском рынке его доля постоянно снижается.
- Класс F (высший) — «Люкс» — класс,
практически все авто класса «F» выпускаются с кузовами седан. К «люкс»
— классу относятся как машины с ярко выраженной спортивной
направленностью (BMW 7-Series, Jaguar XJ), так и чисто
представительские модели (Rolls-Royce Phantom, Mercedes S-Class). Часто
модели этого класса выполняют представительские функции и используются
с водителем.
- Купе/кабриолеты — В данную группу входят 2-
и 4- местные авто со спортивным характером. Представленная категория
очень многолика, в ней соседствуют и настоящие авто GT — Ferrari,
Porsche, Mercedes CL и недорогие стильные машины — Mazda MX-5, Opel
Speedster и т.д. Доля продаж автомобилей с кузовами купе и кабриолет в
последнее время в Европе неуклонно растёт.
- Внедорожники — Многоцелевые
грузопассажирские и пассажирские полноприводные автомобили. Группа в
свою очередь делится на три подгруппы: автомобили для активного отдыха
(SUV) — Subaru Legacy, Volvo XC70, Audi Allroad…; внедорожники общего
назначения — Ford Expedition, Mercedes ML; профессиональные
внедорожники — Mercedes Gelandewagen, Nissan Patrol, Hummer H1 и др. В
Европе вседорожники/внедорожники пользуются гораздо меньшим спросом
чем, например, в США.
- Мини-вэны/УПВ — К этому классу относятся
5-, 9- местные пассажирские авто. Мини-вэны/УПВ (универсалы повышенной
вместимости) подразделяются на три вида: пассажирские мини-грузовики
(Renault Kangoo, Citroen Berlingo); мини-вэны на базе легковых авто (VW
Sharan, Nissan Quest); малогабаритные УПВ (Opel Zafira, Renault Megane
Scenic).
- Кроссоверы — Категория кроссоверов
образовалась совсем недавно, к ней относятся автомобили, находящиеся на
стыке нескольких классов. Многие из современных кроссоверов (cross
(анг.) — перекрёсток) могут вбирать в себя качества многих типов
автомобилей. К представителям нового класса можно отнести Nissan
Murano, Lexus RX300, Infiniti FX и другие автомашины.
Класс | Обозначение | Длина (м) | Ширина (м) |
Особо малый | A | До 3,6 | До 1,6 |
Малый | B | 3,6 – 3,9 | 1,5 – 1,7 |
Малый средний | C | 3,9 – 4,4 | 1,6 – 1,75 |
Средний | D | 4,4 – 4,7 | 1,7 – 1,8 |
Высший средний | E | Более 4,6 | Более 1,7 |
Высший | F | Более 4,6 | Более 1,7 |
Грузовые автомобили
Помимо всего прочего, грузовая машина отличается грузоподъёмностью,
типом кузова и компоновкой. Вместе с грузоподъёмностью указывают
возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для снабжения
прицепом автомобиль подобного класса оборудуется сцепными приборами и
быстродействующими соединительными устройствами для световой
сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.
Критерии классификации грузовых автомобилей были разработаны Комитетом
по Гармонизованной системе описания и кодирования товаров Всемирной
Таможенной Организации. Малотоннажные автомобили, максимально допустимая масса
который равна или меньше 5000 кг (например, автомобиль марки ГАЗ 33023)
и которые конструктивно состоят из шасси, сдвоенной кабины (у которой
сзади сидения водителя располагается другой ряд пассажирских сидений) и
грузовой платформы, классифицируются в товарной позиции 8704 по УКТЗЕД
при условии наличия документального подтверждения (технического
паспорта на транспортное средство, сервисной книги и т.д.), что тип
этого транспорта грузовой.
Малотоннажные автомобили, предназначенные как для перевозки пассажиров
(имеют, как минимум, ряд пассажирских сидений сзади сидения водителя),
так и для перевозки грузов и сконструированные на базе кузова легкового
автомобиля, то есть такие, в конструкции которых отсутствует шасси и
грузовая платформа, классифицируются как грузопассажирские.
По грузоподъёмности грузовые автомобили разделяются на следующие:
- особо малой грузоподъёмности - до 1 тонны;
- малой грузоподъёмности - 1-2 тонны;
- средней грузоподъёмности - 2-5 тонны);
- большой грузоподъёмности - свыше 5 mонн;
- особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль) -
свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми
ограничениями автомобиля.
Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным
ограничениям длина двухосного грузового автомобиля не должна превышать
11 м и 12 м - автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до
22 м); ширина - 2,5 м, а высота - 3,8 м. Повышение грузоподъёмности
грузового автомобиля достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные)
или применением прицепов.
ТИПЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ
однообъемник - кузов, состоящий из объединенных в одно целое пассажирского отсека и отсеков для двигателя и багажа
двухобъемник - кузов, состоящий из 2-х отсеков: один для двигателя или багажа, второй - для размещения пассажиров и багажа (двигателя)
трехобъемник - кузов, состоящий из трех отсеков: один для
двигателя или багажа, второй - для размещения пассажиров, и третий -
для багажа (двигателя);
салон - пассажирский отсек кузова
- Бескапотный кузов (Minivan) (англ. minivan -
небольшой фургон) – однообъемный, грузопассажирский кузов с двумя,
тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений.
Задняя часть салона имеет большее число трансформаций кресел и
оборудования и обычно выполняется аналогично кузову типа «универсал».
Предназначение минивэнов – это перевозка людей в количестве до 7
человек, что не требует дополнительной водительской лицензии D класса.
В салоне автомобилей этого класса все предназначено для максимального
комфорта перемещения пассажиров. Багажное отделение небольшое, но
вместительное.
- Брогам (Brougham) – пассажирский кузов с
открывающейся частью крыши над передним рядом сидений, также названия
кузовов автомобилей начала ХХ века с убирающейся крышей над передним
сиденьем (или совсем без нее). До появления автомобиля так именовались
экипажи с аналогичной конструкцией.
- Кабриолет (Cabriolet) – (от французского
«cabriolet») – легкий двухколесный одноконный экипаж; сейчас – тип
открытого пассажирского кузова с мягким складывающимся тентом и
опускающимися боковыми окнами.
- Кабриолет-Хардтоп (Cabriolet-Hardtop) – пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.
- Купе (Coupe) (от французского «couper» -
отрезать) - трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов с двумя
боковыми дверями и двумя рядами сидений. Автомобили с кузовом купе
комфортны для водителя и пассажира, которые сидят спереди. Наличие двух
посадочных дверей затрудняет посадку на заднее сиденье. Такой тип
кузова называется «2+2» - два взрослых, два ребенка: второй ряд сидений
имеет стесненные посадочные размеры и предназначен для детей.
Кузов купе часто используется в спортивных автомобилях.
- Ландо (Loundoulet) – пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.
Прототип кузова ландо - одноименная прогулочная карета с мягким
складным верхом и двумя рядами сидений, которые располагались друг
против друга. Посередине кареты находилась дверь, впереди - место для
кучера. Экипаж изготавливался с XVII века в баварском городе Landau. - Лимузин (Limuzin) (от названия исторической
провинции Лимузен во Франции) – трехобъемный пассажирский кузов с
четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и
застекленной перегородкой, которая отделяет пассажирский салон от места
водителя.
При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений может располагаться спиной к направлению движения или быть складным.
- Пикап (от английского «pick up» – поднимать)
– грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров
и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована
двумя, тремя или четырьмя боковыми дверьми и иметь один или два ряда
сидений по следующим схемам: 2+1, 2+2, 2+3.
У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх.
Возможна установка пассажирских сидений. Автомобили с данным типом
кузова могут перевозить груз в специально отведенном отсеке.
- Родстер (Roadster) – пассажирский кузов со
складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами
сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными
размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут
комплектоваться съемным жестким верхом.
- Седан (Sedan) – трехобъемный кузов с двумя,
четырьмя или шестью дверями и с двумя рядами сидений. Седаны
различаются объемом багажника и салона. Данная модель кузова типична
для большинства легковых автомобилей. Они удобны для перевозки
пассажиров. Для перевозки грузов в некоторых моделях предусмотрен
открывающийся отсек в заднем сиденье.
- Тарга (Targa) – пассажирский кузов типа купе со складной или съемной частью крыши над первым рядом сидений.
Тарга - редкий тип кузова: средняя часть открыта и снабжена мощной
стойкой (мягкая крыша убирается в багажник), задняя часть наглухо
закрыта стеклом. Подобный тип кузова получил распространение на модели
Porsche 911 Targa.
В конструкции крыши автомобиля с кузовом тарга возможны варианты.
- Универсал (Universal) – двухобъемный кузов с
задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от
пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд сидений
складывающийся). Пассажиры третьего ряда сидений могут также
располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных
креслах вдоль бортов кузова. Автомобили с универсальным типом кузова
являются настоящими семейными автомобилями.
- Фастбек (Fastback) – двухобъемный
пассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и двухрядным
расположением сидений. Крыша плавно спускается назад, а в изолированном
от салона багажнике – проем люка от нижней кромки заднего окна до
уровня пола (как у большинства трехобъемных кузовов).
- Фаэтон (Phaeton) (от имени персонажа
греческой мифологии Фаэтона – сына бога солнца Гелиоса) – пассажирский
кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.
первоначально фаэтоном назывался конный экипаж с открывающимся верхом.
- Фаэтон-универсал (Phaeton-Universal) –
грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или
грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными
боковыми окнами.
- Фургон (Furgon) – закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.
- Хардтоп-седан (Sedan-hardtop) ("hardtop" в
переводе с английского – «жесткий верх») – кузов седан (трехобъемный)
без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
- Хардтоп-купе (Coupe-hardtop) ("hardtop" в
переводе с английского – жесткий верх) – кузов купе (двух- или
трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
- Хэтчбек (Hatchback) (от английского «hatch»
– люк и «back» – задний) – двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя
или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова
(общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и
расположенную за ним полку можно складывать или снять, увеличив
полезный объем грузового помещения. Крыша плавно спускается назад, в
задней стенке большой багажный люк.
|